Восемь новых реестров. Бизнесу упростят учет налогов и сборов

Минфин издал приказ о новом порядке администрирования

Восемь новых реестров упростят оперативный учет налогов и сборов, а шансы пострадать от несостыковок госорганов существенно снизятся. Такие перспективы открывает приказ Минфина о новом порядке администрирования.

Бизнес поддерживает начинания, но подчеркивает, что все дыры не закрыты, а плюсы оценят только самые «диджитализированные» предприятия.

Новый порядок

15 марта Минюст зарегистрировал приказ Министерства финансов №5 от 12 января, которым утверждается «Порядок ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Приказ официально обнародовали 26 марта. Он вступит в силу через 10 дней после этого (заработает 5 апреля).

Порядок нормирует правила ведения оперативного учета и с помощью автоматизированной системы предварительного и общего контроля обеспечивает достоверность учетных показателей о состоянии расчетов плательщиков с бюджетами и целевыми фондами.

Недостоверная информация

В первую очередь введение нового порядка направлено на обеспечение плательщиков полной информацией о состоянии расчетов с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования для принятия оптимальных управленческих решений.

Эксперты уточняют, что ошибки у налоговиков действительно нередкое явление.

«У нас была девушка, которая оформляла себе «фоп» на едином налоге. В личном кабинете налогоплательщика у нее было указано, что долгов перед бюджетом нет. Но при оформлении, когда налоговики проверяют особенно тщательно, вдруг появился долг, неуплата за недвижимость. Ее, конечно, оперативно погасили, но факт в том, что изначально долга не было. И не «всплыви» он тогда, то позже у нее были бы проблемы», – рассказала UBR.ua налоговый консультант Киевского центра поддержки развития бизнеса Александра Томашевская.

Реестры сопоставления

Для того, чтобы избежать подобных ошибок в налоговой базе, автоматизированная система, как следует из приказа Минфина, будет проводить ряд операций, которые разделены поровну на этапы предварительного и общего контроля.

  • — формирование реестров сопоставлений;

  • — анализ данных этих реестров;

  • — отработка реестров сопоставлений.

  • — генерирование модулей контроля по каждому реестру сопоставлений;

  • — проведение комплекса мероприятий, направленных на генерирование всех модулей контроля в установленные сроки;

  • — маркировка учетных показателей на отчетные даты, которые прошли общий контроль.

При этом ключевую роль в автоматизированном учете оперативных данных играют восемь новых реестров:

  • — реестр сопоставления информации об уплаченных, возвращенных и возмещенных суммах по данным Казначейства и налоговых органов;

  • — реестр сопоставления сумм денежных обязательств, самостоятельно определенных плательщиком, и учетных показателей, отраженных в интегрированной карте плательщика (ИКП);

  • — реестр сумм переплат по НДС со специальным статусом;

  • — реестр сопоставления сумм налоговых обязательств плательщиков, не связанных с нарушением налогового законодательства, определенных территориальным органом ГНС, и учетных показателей, отраженных в ИКП;

  • — реестр сопоставление сумм, определенных по результатам контрольно-проверочной работы, как согласованных, так и несогласованных в результате административного или судебного обжалования, и учетных показателей, отраженных в ИКП;

  • — реестр сопоставления данных журнала рассрочек (отсрочек) и учетных показателей, отраженных в ИКП;

  • — реестр сопоставления данных журнала списания (возобновления) и учетных показателей, отраженных в ИКП;

  • — реестр контроля выполнения решений судов, вступивших в законную силу и не связанных с контрольно-проверочной работой.

Выгодно «цифровым» компаниям

Бизнес согласен, что эти меры, вероятно, упростят жизнь предпринимателям, хотя плюсы ощутят в первую очередь компании, работа которых уже полностью оцифрована.

«Компаниям, достаточно дижитализированным, возможно, пользование этими реестрами, связанными с их базами данных, позволит упростить масштабное стратегическое планирование. Если у вас есть база данных, и вам необходимо в долгосрочном планировании рассчитать для бизнес-плана, сколько вы потратите на налоги и ЕСВ, то, пользуясь этими реестрами сопоставлений, вы можете получить с этого пользу», – считает глава Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.

Правда, таких компаний, по его оценкам, менее 1%, а подавляющее число предпринимателей эти нововведения вряд ли оценят. Но и выгода для бизнеса будет только в том случае, если доступ к этим базам будет открыт.

В противном случае обилие реестров, которые вводят, чтобы упростить администрирование, сделают его, наоборот, более сложным.

«Я практик. Бухгалтеры знают: когда сводишь баланс, и он «не пляшет» на одну тысячную, это кажется, мелочью, но баланс не сходится. Система должна быть максимально простой, а у нас идет нагромождение реестров, нагромождение баз данных, которые часто не корреспондируются между собой. Это большая проблема», – считает Доротич.

По его словам, восемь новых реестров сопоставлений – это слишком много. Возможно, они и задуманы с благой целью, но часто в отечественных реалиях реестры играют совсем другую роль.

«У госслужащих – я ранее семь лет был госслужащим – есть такая пословица: «Есть три способа заработать деньги: брать взятки, пилить бюджет и создать реестр». Внесение данных, получение справки из реестра, корректировка – это все может стоить денег«, – резюмирует Сергей Доротич.

Источник

ПОЗВОНИТЬ